Елена Петровна фон Ган родилась в Екатеринославе, городе на
реке Днепр, в южной России, 12 августа 1831 года. Она была
дочерью Петра фон Гана и Елены Фадеевой, известной
писательницы. С материнской стороны она была внучкой княгини
Елены Долгоруковой, известного ботаника и писательницы.
После ранней кончины матери в 1842 году Елена воспитывалась
в доме родителей своей матери в Саратове, где ее дед служил
губернатором.
Елена была исключительным ребенком и в раннем возрасте
осознавала свою непохожесть на окружавших ее людей. Ее семья
и друзья были озадачены тем, что она обладала определенными
психическими силами. Совершенно не терпевшая каких-либо
авторитетов и весьма впечатлительная, она была одарена во
многих отношениях. Сведущий лингвист, талантливая пианистка,
она, кроме того, была бесстрашной наездницей полуобъезженных
лошадей и всегда имела тесную связь с природой. В очень
раннем возрасте она почувствовала, что ей предстоит путь
служения, и ей было известно, что кто-то особо опекает ее и
руководит ею.
Когда ей было почти семнадцать лет, она вышла замуж за
генерала Блаватского, человека среднего возраста,
вице-губернатора Ереванской губернии, находясь в настроении
воинственной тяги к независимости и, возможно, желая таким
образом избавиться от своего окружения. Сам по себе этот
брак для нее ничего не значил, и он никогда так и не был
реально осуществлен. Через несколько месяцев она сбежала из
дома мужа и отправилась в дальнее путешествие по Турции,
Египту и Греции на деньги, полученные от отца.
В день своего двадцатилетия, в 1851 году, находясь в
Лондоне, она повстречала личность, которая была ей знакома
из ее психодуховных видений детства, - восточного
Посвященного раджпутского происхождения - Махатму Морию, или
М., как он в последующие годы был известен среди теософов.
Он рассказал ей о той задаче, которую предстояло выполнить
ей, и с этого момента она полностью приняла его руководство.
В том же году Елена отправилась морем в Канаду и после
захватывающих путешествий по США, Мексике, Южной Америке и
Вест-Индии в 1852 году через Кейп
и Цейлон добралась до Индии. Первая попытка попасть в Тибет
закончилась неудачей. Она вернулась в Англию через Яву в
1853 году. Летом 1854 года она снова отправилась в Америку,
преодолев Скалистые горы вместе с караваном иммигрантов,
вероятно, в крытой повозке.
В конце 1855 года она поехала в Индию через Японию и Проливы.
В этой поездке ей удалось проехать в Тибет через Кашмир и
Ладакх и пройти часть своего оккультного обучения под
руководством своего Учителя. В 1858 году она побывала во
Франции и в Германии и в конце осени того же года
возвратилась в Россию, остановившись на короткое время у
сестры Веры во Пскове. С 1860 по 1865 год она жила и
путешествовала на Кавказе, переживая сильный физический и
психический кризис, преодолев который, она смогла полностью
управлять своими оккультными силами. Она снова покинула
Россию осенью 1865 года и совершила поездку по Балканам,
Греции, Египту, Сирии, Италии и другим местам.
В 1868 году она отправилась через Индию в Тибет. В этой
поездке Е.П.Б. впервые встретилась с Учителем Кут Хуми и
остановилась в его доме в Малом Тибете. В конце 1870 года
она вернулась на Кипр и в Грецию. Отправившись морем в
Египет, 4 июля 1871 года она попала в кораблекрушение...
Избежав смерти, она поехала в Каир, где попыталась создать
Спиритическое общество, которое вскоре распалось. После
дальнейших путешествий по Среднему Востоку в июле 1872 года
она на короткое время возвратилась к своим родственникам в
Одессу в России. Весной 1873 года Елена получила указание
Учителя отправиться в Париж, и согласно дальнейшим его
распоряжениям она поехала в Нью-Йорк, где сошла на берег 7
июля 1873 года.
В тот момент Е.П.Блаватской было почти сорок два года и она
владела множеством необыкновенных духовных и оккультных сил
и могла управлять ими. По мнению Махатм, она была наилучшим
из всех возможных инструментом для осуществления задуманной
ими работы, а именно - для нового представления миру, хотя
бы в виде краткого описания, древней теософии,
"веками накапливавшейся мудрости, проверенной и
подтвержденной поколениями провидцев", - той Истины, для
которой религии, малые и большие, всего лишь побеги на
стволе материнского древа. Ее задачей было бросить вызов, с
одной стороны, укоренившимся верованиям и догмам
христианской теологии и, с другой стороны - не менее
догматическому материалистическому воззрению науки тех
времен. Однако в этой мощной мировоззренческой цитадели,
состоявшей из двух частей, совсем недавно появилась
трещина. Она появилась из-за широкого шествия cпиритуализма
по Америке. Приведем цитату, собственные слова Елены: "Я
была послана доказать данные феномены и их реальность и
продемонстрировать ложность спиритуалистической теории
духов".
В октябре 1874 года Учителя Е.П.Б. свели ее с полковником
Генри Стилом Олькоттом, человеком выдающихся качеств,
который приобрел значительную известность во времена
Гражданской войны, служа правительству США, и в тот момент
практиковал как юрист в Нью-Йорке. Также она встретилась с
Уильямом Куаном Джаджем, молодым ирландским юристом,
которому предстояло сыграть уникальную роль в будущей
теософской работе.
7 сентября 1875 года эти три ведущие фигуры вместе с еще
несколькими людьми основали Общество, которое назвали
Теософским обществом (ТО); целью было распространение знаний
о древних учениях теософии, или Божественной
мудрости, которая была духовной основой для великих движений
в прошлом, таких как нео-платонизм, гностицизм и школы
мистерий классического мира. Обращение президента-основателя
полковника Олькотта при его вступлении в должность было
произнесено 17 ноября 1875 года, и эта дата считается днем
официального основания Общества. Начав с обобщенной
постановки целей, а именно: "собирать и распространять
знания о законах, которыми управляется эта Вселенная",
основатели ТО вскоре выразили их более конкретно. После
нескольких незначительных изменений в формулировке эти цели
сегодня выглядят таким образом:
1. Сформировать ядро всемирного Братства человечества
без различия по расе, национальности, полу, касте или цвету
кожи.
2. Поощрять изучение сравнительной религии, философии и
науки.
3. Исследовать неизвестные законы природы и скрытые в
человеке силы.
В сентябре 1877 года публикацией первого монументального
труда Е.П.Блаватской "Разоблаченная Изида", который был
издан Дж.В.Бутоном в Нью-Йорке, было оказано огромное
влияние на читающую и мыслящую публику - первый тираж в
тысячу экземпляров был распродан в течение десяти дней.
Нью-йоркская газета "The Herald Tribune" считала этот труд
одной из "интереснейших книг века", многие другие газеты и
журналы давали отзывы в том же духе. В "Разоблаченной Изиде"
рассматривается история, распространение и развитие
оккультных наук, природа и происхождение магии, корни
христианства, ошибки христианской теологии и ложность
общепринятой ортодоксальной науки - и всё это на фоне тайных
учений, которые подобно золотой нити проходят через минувшие
века, вырываясь на поверхность то там, то здесь в виде
различных мистических учений, существовавших в последние две
тысячи лет или около того.
8 июля 1878 года Е.П.Блаватская получила гражданство США, и
это событие широко освещалось в печати.
В декабре того же года Е.П.Блаватская и полковник Олькотт
отправились в Индию через Англию. По прибытии в Бомбей в
феврале 1879 года они основали в этом городе штаб-квартиру
Теософского общества. Вскоре после их приезда с ними
познакомился Альфред Перси Синнетт, которой тогда был
редактором правительственной газеты "The Pioneer" в
Аллахабаде. Вскоре это знакомство обрело исключительную
важность.
После поездки по северо-западной Индии основатели
возвратились в Бомбей и в октябре 1879 года начали издание
первого теософского журнала "The Theosophist" (он издается и
поныне), редактором которого стала Е.П.Блаватская. В то
время Общество стремительно расширялось, членами его
становились многие весьма незаурядные люди как в Индии, так
и в других странах. В мае-июне 1880 года основатели побывали
на Цейлоне, где полковник Олькотт заложил основы для своей
будущей работы по стимулированию возрождения буддизма. Он и
Е.П.Б. приняли там "Панча Шила",
т.е. официально стали буддистами.
В сентябре-октябре 1880 года Е.П.Б. и полковник Олькотт
посетили дом А.П.Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в
северной Индии. Серьезный интерес со стороны Синнетта к
учению и работе Теософского общества побудил Е.П.Блаватскую
установить по переписке связь между Синнеттом и двумя
Адептами, которые опекали Общество, - с Махатмами К.Х. и М.
Основываясь на этой переписке, Синнетт написал книги
"Оккультный мир" (1881) и "Эзотерический буддизм" (1883);
оба этих труда оказали громадное влияние на поднятие
интереса публики к теософии. Ответы и объяснения, данные
Махатмами на вопросы Синнетта, содержатся в их письмах с
1880 по 1885 год, которые были опубликованы в 1923 году как
"Письма Махатм к А.П.Синнетту". Оригиналы писем этих
Учителей были подарены Британской библиотеке, где их можно
увидеть по специальному разрешению Отдела редких рукописей.
В мае 1882 года было куплено крупное поместье в южной Индии,
в Адьяре, недалеко от Мадраса, и в конце года теософская
штаб-квартира переехала туда. Вскоре этот центр стал
источником света для деятельности во всем мире. Госпожа
Блаватская и полковник Олькотт разъезжали по близлежащим
районам, основывая филиалы ТО, принимая посетителей,
поддерживая широкую переписку с заинтересованными людьми и
излагая в своем журнале наиболее ценный и доступный для
изучения материал, главной целью чего было снова вдохнуть
жизнь в угасший было интерес Индии к духовной ценности
древних писаний.
Именно в этот период полковник Олькотт занимался очень
популярным месмерическим лечением. Это продолжалось до
февраля 1884 года, когда он отправился в Лондон с прошением
к британскому правительству от цейлонских буддистов.
Е.П.Блаватская, у которой пошатнулось здоровье, поехала в
Европу вместе с ним.
После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне
Е.П.Б. посетила семью Гебхардов в Эльберфельде, Германия, в
конце лета - начале осени 1884 года, а также плотно работала
над своей второй книгой - "Тайной Доктриной".
Тем временем быстро росли злобные нападки на нее со стороны
двух членов персонала в Адьяре - Алекса и Эммы Куломбов. 21
декабря 1884 года она вернулась в Адьяр, чтобы подробно
вникнуть в сложившееся положение. Она хотела подать в суд на
эту пару, которую к тому времени уже уволили из Адьяра, за
их бесстыдную клевету на нее относительно якобы
мошеннического показа психических феноменов. Однако ее
переборол в этом комитет ведущих членов ТО, и она с
отвращением удалилась, оставаясь при Обществе в качестве
секретаря-корреспондента. 31 марта 1885 года она уехала в
Европу, чтобы уже никогда не возвращаться на индийскую
землю.
Нападки Куломбов, как выяснилось впоследствии, не имели ни
малейших оснований. Они базировались на подделанных и
частично подделанных письмах, выдававшихся за письма
Е.П.Блаватской, с указаниями относительно подготовки
мошеннических психических феноменов различного рода. Журнал
христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее
инкриминирующие отрывки из этих писем.
Тем временем Лондонское Общество психических исследований
(ОПИ) созвало специальный комитет для расследования
заявлений госпожи Блаватской. Затем, в декабре 1884 года, в
Индию прибыл Ричард Ходжсон, член этого комитета ОПИ, чтобы
провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых
Куломбами обвинений. Основываясь на результатах
расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своем окончательном
докладе в декабре 1885 года заклеймил госпожу Блаватскую как
"одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших
мошенников в истории". Мистер Ходжсон также обвинил госпожу
Блаватскую в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ -
Ходжсона
впоследствии стал основой для дальнейших нападок на
Блаватскую в связи с ее якобы нечестностью, несуществованием
ее Учителей и отсутствием всякой ценности теософии.
Это злобное нападение оказало весьма неблагоприятное
воздействие на здоровье Е.П.Блаватской. Приехав из Индии в
Европу, она сначала остановилась в Италии, а затем, в
августе 1885 года, в Вюрцбурге, Германия, где работала над
"Тайной Доктриной". В июле 1886 года она переехала в
Остенде, Бельгия, а в мае 1887 по приглашению английских
теософов поселилась в маленьком доме в Верхнем Норвуде,
Лондон.
После ее прибытия в Англию теософская деятельность
немедленно начала быстро расширяться. Была основана Ложа
Блаватской, и началось распространение теософских идей.
Поскольку Блаватская практически потеряла управление над
"The Teosophist", в сентябре 1887 года она организовала
ежемесячный журнал "Lucifer", задуманный, как говорилось на
его титульном листе, "для пролития света на скрытое во
тьме". В том же месяце Е.П.Б. поменяла адрес на Лансдоун
Роуд 17, Холланд-парк, Лондон.
Е.П.Б. постоянно продолжала писать свой великий труд,
который в конце концов был завершен и опубликован в двух
больших томах в октябре-декабре 1888 года. В издании и
переписке рукописей ей неутомимо помогали Бертрам и
Арчибальд Кейтли, которые также оказали финансовую
поддержку, что способствовало делу.
"Тайная Доктрина" была сияющей вершиной литературной карьеры
Е.П.Блаватской. В первом томе речь идет об образовании
Вселенной. Основу этого тома составляют семь станц,
переведенных из тайной "Книги Дзиан", с комментариями и
пояснениями Е.П.Б. Также в этой книге подробно
рассматривается фундаментальная символика, которой
пользуются великие религии и мифологии мира. Второй том
содержит последующие станцы из "Книги Дзиан", которые
описывают эволюцию человечества.
Также в октябре 1888 года госпожа Блаватская основала
Эзотерический отдел (который также называли секцией или
школой) в Теософском обществе для более полного изучения
эзотерической философии посвятившими себя этому студентами,
написав для них свои три "Указания Эзотерической секции".
В 1889 году Е.П.Блаватская опубликовала "Ключ к теософии" -
"ясное представление (в виде вопросов и ответов) этики,
науки и философии, для изучения которых было основано
Теософское общество", и провидческое мистическое
произведение - жемчужину ее творчества под названием "Голос
Безмолвия", где содержатся избранные отрывки из восточных
писаний - "Книги Золотых Правил", которую она учила наизусть
во время своего обучения на Востоке.
В июле 1890 года Е.П.Б. основала европейскую штаб-квартиру
Теософского общества в Лондоне, Ст.Джон Вуд, авеню Роуд, 19.
Проживая по этому историческому адресу, Е.П.Блаватская
скончалась 8 мая 1891 года во время жестокой эпидемии гриппа
в Англии, и ее останки были кремированы в крематории Уокинг,
Сюррей.
Принимая во внимание ее труды и учение, ее жизнь и характер,
ее миссию и оккультные способности, Е.П.Блаватскую нельзя не
признать величайшим оккультистом за всю историю Западной
цивилизации, прямым проводником Транс-Гималайского Братства
Адептов.
