Е.П.Блаватская
Инструкции для учеников Внутренней Группы
(сборник статей)
Инструкция V
Назад к оглавлению
Сердце
Сознание, являющееся всего лишь животным сознанием, состоит из сознания всех клеток тела, за исключением клеток сердца. Ибо сердце есть орган духовного сознания; оно в действительности соответствует пране, но только потому, что прана и аурическая оболочка, в
сущности, одно и то же, и потому, что, опять-таки, как джива она есть то же, что и
Всемирное Божество (с.237) (с. 155 текстового файла). Сердце символизирует высшую Триаду, тогда как печень и селезенка
олицетворяют четверицу, взятую в целом. Сердце есть обитель духовного человека, тогда как психоинтеллектуальный человек обитает в голове с ее семью вратами. Сердце имеет свои семь мозгов – упадхи и символы семи Иерархий, и оно экзотерически есть четырехлистный, но
эзотерически – семилистный Лотос, "Саптапарна", "Пещера Будды" с ее семью отсеками.
Сердце есть царь тела, его самый важный орган. Даже если от туловища отсечь голову, сердце будет биться еще полчаса. Если же его завернуть в вату и положить в теплое место, пульсация продлится еще несколько часов.
В сердце есть точка, которая умирает последней, точка, отмеченная крошечным фиолетовым светом; это – вместилище Жизни, центр всего, Брахма; первая точка, которая живет в эмбрионе, и последняя, которая умирает. Когда хоронят находящегося в трансе йога, именно
эта точка и живет, хотя бы все остальное тело было мертво, и, пока она не угасла, йога можно воскресить. Точка эта потенциально содержит в себе разум, жизнь, энергию и волю. В течение жизни она излучает призматические цвета, огненные и переливчатые.
Сердце есть центр духовного сознания, как мозг – центр интеллектуального сознания. Но это духовное сознание человек направлять не может, равно как не может он управлять и его энергией, пока не сольется совершенно с Буддхи-Манасом. А до той поры именно оно
направляет его – если может. То есть предпринимает усилия "достучаться до него", запечатлеться на низшем сознании, и усилиям этим способствует его все возрастающая безгреховность. Отсюда муки раскаяния за причиненную обиду, угрызения совести, укоряющие за зло и
побуждающие к добру. Они исходят из сердца, не из головы. В сердце пребывает единственный проявленный бог; остальные два незримы. И именно этот проявленный бог и олицетворяет собой Триаду – Атма-Буддхи-Манас.
Любой, кто может достигать этого духовного сознания и таким образом получать по желанию его подсказки, должен быть воедино с Манасом, то есть должен достичь адептства. Но высший Манас не может непосредственно направлять обычного человека; он должен действовать
через низший манас и тем достигать низшего сознания. Однако следует непрестанно прилагать все силы, дабы сосредоточить сознание в сердце и внимать подсказкам духовного сознания, ибо если даже до успеха еще далеко, все же начало должно быть положено, а путь открыт.
В теле человека имеются три главных центра: сердце, голова и пупок; сердце, как сказано, есть центр духовного сознания; голова есть центр психического сознания, а пупок – центр камического сознания. Каждые два из них могут быть положительными или
отрицательными по отношению друг к другу, в зависимости от относительного преобладания принципов и, следовательно, их органа для проявления на этом плане. Значение слов "положительный" и "отрицательный" в этой связи то же, что придается им в науке об
электричестве. Ток течет от положительного к отрицательному, или положительный отпечатывается на отрицательном.
Например: аура шишковидной железы вибрирует во время активности сознания в мозге, являя игру семи цветов. Это семеричное волнение и игра света вокруг шишковидной железы отражаются в сердце или, вернее, в ауре сердца, которое является отрицательным по отношению
к мозгу обычного человека. Аура эта тогда вибрирует и озаряет семь мозгов сердца, так же как аура шишковидной железы озаряет семь центров в мозге. Если бы сердце могло, в свою очередь, стать положительным и отпечататься на мозге, духовное сознание достигло бы
низшего сознания. Духовное сознание активно во время глубокого сна, и, если бы сердце могло запечатлеть в мозге "грезы" так называемого сна, лишенного сновидений, ваше сознание уже не было бы ограничено пределами вашей личной жизни. Если бы вы могли помнить свои
сновидения, что являются в глубоком сне, вы были бы в состоянии помнить и все свои прошлые воплощения. Это и есть "память сердца"; и способность запечатлеть ее в мозге, так чтобы она стала частью его сознания, и есть "открытие третьего глаза". Третий глаз
открывается в глубоком сне, но он не остается открытым. И все же некоторые впечатления, исходящие из духовного сознания, действительно достигают, более или менее, мозга, делая, таким образом, ответственным низшее эго. А некоторые из них, воспринимаемые через мозг,
не принадлежат нашему предшествующему личному опыту. У адепта, например, мозг приучается удерживать подобные впечатления.
Восточной Тайной Школе ведомы все мельчайшие частицы сердца, и для каждой есть у нее наименование. Она величает их именами богов, как например Зал Брахмы, Зал Вишну и т. д. Каждая из них соответствует какой-либо части мозга. Ученику теперь будет понятно, почему
такое огромное значение придается сердцу в связи с медитацией и почему в древней индусской литературе столь много ссылок на Пурушу в сердце. Так, что касается концентрации, Благословенный Учитель Кут Хуми ∴
пишет[1]:
Лучший для тебя метод – сосредоточиться на Учителе как на Живом Человеке внутри тебя. Сотвори образ Его в сердце своем и обрати его в фокус концентрации, так чтобы всякое чувство телесного существования
растворилось в единой мысли.
И далее Он говорит:
Огромная трудность, которую надобно преодолеть, есть запечатление знания высшего Я на физическом плане. Дабы добиться этого, физический мозг должен абстрагироваться от всего, кроме высшего сознания.
Когда мозг абстрагировался таким образом, впечатления, исходящие из сердца, могут достичь его и сохраниться; и именно об этом говорится на
с. 108 (текстового файла) относительно чела, который способен удерживать лишь
частицы приобретенного знания. Цитируемое выше письмо гласит:
В достижении способности концентрации первым шагом является способность к абстрагированию. Затем ступенчато следует сознание, и наконец переход между двумя состояниями становится столь стремительным и
легким, что почти не заметен.
Тот, кто может сделать это по желанию, становится адептом и может "хранить знание, таким образом приобретенное, в своей физической памяти"[2].
Такова царская функция сердца в человеческом теле и его взаимосвязь с мозгом, который в целом является "носителем низшего манаса, воцарившегося в камарупе"[3].
[1] ...Благословенный Учитель Кут Хуми ∴ пишет... – Относительно этого письма см. Приложение 3.
[2] ...Инструкция III, стр. 108 текстового файла.
[3] ...Инструкция III, стр. 125 текстового файла.